Средства обучения и воспитания - все те материалы, с помощью которых преподаватель осуществляет учебный процесс. Они обеспечивают реализацию принципа наглядности и содействуют повышению эффективности учебного процесса, т.к. более 80% информации обучающиеся воспринимают зрительно. Мы используем предметы и объекты природной и искусственной среды: карты, схемы, диаграммы, модели, дорожные знаки, математические символы, наглядные пособия, видеофильмы, CD/DVD-диски. При использовании наглядных средств соблюдается ряд условий: применяемая наглядность должна соответствовать возрасту обучающихся, необходимо применять их в меру и согласовывать с содержанием изучаемого материала. Недостаток наглядности снижает качество обучения, а избыток наглядности рассеивает внимание, утомляет. В процессе обучения также используются ТСО, но их не следует применять там, где без них можно обойтись (опыт или наблюдение).
В МБОУ "СШ им. А. Моисеева пос. Знаменска" используются средства обучения:
- печатные (учебники и учебные пособия, художественная литература, словари, хрестоматии и т.д.)
- визуальные (таблицы по истории, биологии, географии, физике, математике, русскому языку, литературе, химии; карты по истории и географии; иллюстрации картин по русскому языку, литературе, искусству; портреты по всем предметам; натуральные объекты по биологии; модели, муляжи; лабораторное оборудование по физике и химии)
- аудиальные (музыкальные центры, акустические колонки)
- аудиовизуальные (фильмы)
- средства, автоматизирующие процесс обучения (компьютеры, ноутбуки, интерактивные доски)
Средства воспитания:
- общение как средство воспитания (прямые контакты учителя и обучающегося, классные часы, школьные праздники и мероприятия)
- учение как средство воспитания (содержание изучаемого материала, формы и методы учебной работы, личность учителя, обстановка в классе и школе, учебное взаимодействие)
- труд как средство воспитания (дежурство по классу и школе, работа на пришкольном участке и в школьном саду, летние трудовые бригады, волонтерская деятельность)
- игра как средство воспитания (используется как в урочной, так и во внеурочной системе, организуется в форме проведения разного рода игр)