В России более 15 лет развивается восстановительная медиация в образовательной сфере в форме «Школьных служб примирения», работа которых направлена на решение конфликтных ситуаций и профилактическую работу с правонарушениями несовершеннолетних.
ШКОЛЬНАЯ СЛУЖБА ПРИМИРЕНИЯ - ЧТО ЭТО ТАКОЕ?
Для многих подростков в школе важными вопросами являются их статус среди сверстников, общение, взаимоотношения с противоположным полом, принадлежность к определенной группе в классе, опробование разных социальных ролей. Нередко случаются конфликты. Каждый человек по своему реагирует на конфликт. В результате школьники не осваивают конструктивные способы решения возникающих конфликтных ситуаций, и потом в школе и дальнейшей жизни они часто необоснованно применяют силу или становятся жертвами агрессии.
Конфликт должен быть решен его непосредственными участниками, так как только они смогут найти лучшее решение. В решении конфликтных ситуаций должен помогать специально обученный человек. В «Школьной службе примирения» им выступает куратор.
Цель службы – способствовать складыванию и развитию в школьном сообществе способности к взаимопониманию, к мирному разрешению споров и конфликтных ситуаций и закреплению этого как культурной традиции.
«Школьная служба примирения» выполняет следующие задачи:
- сократить общее количество конфликтных ситуаций, в которые вовлекаются дети, а также их остроту;
- повысить эффективность ведения профилактической и коррекционной работы, направленной на снижение проявления асоциального поведения учащихся;
- сократить количество правонарушений, совершаемых несовершеннолетними, в том числе повторных;
- повысить квалификацию работников образовательной организации по защите прав и интересов детей;
- обеспечить открытость в деятельности образовательной организации в части защиты прав и интересов детей;
- создать условия для участия общественности в решении актуальных проблем и задач в части профилактики правонарушений несовершеннолетних;
- оптимизировать взаимодействие с органами и учреждениями системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
- оздоровить психологическую обстановку в образовательной организации.
ЧЕМ СЛУЖБА ПРИМИРЕНИЯ ПОМОГАЕТ ОБУЧАЮЩИМСЯ
- дает возможность научиться конструктивно общаться со сверстниками и взрослыми;
- научиться убеждать других словами, а не силой;
- участвовать в интересной «взрослой» и общественно-полезной (волонтерской) деятельности;
- научиться самоорганизации, стать более ответственными и культурными;
- научиться нормально выходить из конфликта, ссоры, обиды, чтобы конфликты не перерастали в правонарушения;
- помогать другим помириться;
- получить уникальные навыки медиатора и опыт миротворческой деятельности;
- лучше понимать сверстников и взрослых, родителей и учителей;
- школьникам, пострадавшим от правонарушений, помогает почувствовать себя в безопасности и поверить, что справедливость восстановлена и нет враждебности и угрозы со стороны других учеников;
- у стороны – обидчиков в ходе медиации появляется возможность понять другую сторону, помириться, проявить раскаяние, посильно возместить причиненный ущерб, принести извинения и услышать слова прощения, осознать причины своего поступка и понять, что нужно делать, чтобы в дальнейшем не причинять вред другим людям;
- детям – правонарушителям восстановительная программа дает возможность не чувствовать себя «хулиганом» или человеком, которым взрослые всегда недовольны, восстановить хорошее отношение со стороны ребят, родителей и педагогов;
- обрести конструктивную поддержку класса в положительных изменениях.
ГРАНИЦЫ РАБОТЫ ШКОЛЬНЫХ СЛУЖБ ПРИМИРЕНИЯ
Медиаторы школьной службы примирения НЕ проводят медиацию:
- без обращения (заявления) в службу;
- для «перевоспитания» учащихся;
- по ситуациям суицида;
- по ситуациям связанным с употреблением наркотиков или алкоголя;
- в случае отрицания человеком своего участия в факте правонарушения, поскольку расследованием события правонарушения служба примирения не занимается.