МБОУ "СШ им.А.Моисеева пос.Знаменска"
пос.Знаменск
  • Профилактика отклоняющегося поведения

    Девиантное поведение

              Девиантное поведение подростков – совокупность действий и поступков, отклоняющихся от правил, принятых обществом. Проявляется агрессивностью, садизмом, воровством, лживостью, бродяжничеством, тревожностью, депрессией, целенаправленной изолированностью, попытками суицида, гиперобщительностью, виктимностью, фобиями, нарушениями пищевого поведения, зависимостями, навязчивостями. 

              Общие сведения

    «Девиация» означает «отклонение». Девиантное поведение называют отклоняющимся поведением, социальной девиацией. Распространенность среди подростков составляет 40-64%. Высокие цифры статистических данных объясняются свойственными данному возрастному периоду особенностями: социальной, физиологической и психологической незрелостью. Более всего подвержены поведенческим отклонениям юноши и девушки 14-18 лет, воспитывающиеся в неблагоприятных социальных условиях, имеющие наследственную отягощенность по психическим расстройствам, токсикомании, наркомании, алкоголизму.          

    Причины девиантного поведения подростков

    Причины девиаций у подростков могут быть объединены в две большие группы. Первая – особенности социальной среды:

    • Неполные семьи. В условиях воспитания одним родителем высок риск формирования патологических отношений с ребенком, основанных на требовании безусловного подчинения, недостаточном участии, непонимании. Отсутствует образец взаимодействий с противоположным полом.
    • Конфликтные, асоциальные семьи. Напряженность между родителями, частые ссоры, отсутствие взаимопонимания негативно отражаются на воспитательном процессе. Преобладание антиобщественных тенденций, паразитический образ жизни, алкоголизм становятся образцом действий.
    • Учебно-воспитательные ошибки. Недостаточное внимание педагогов, неумение установить контакт с подростком становится основой для формирования неуспеваемости, конфликтов с классом, учителями.

    Второй группой причин, приводящих к формированию девиантного поведения подростков, являются медико-биологические факторы. Физиологической основой отклонений служат:

    • Отягощенная наследственность. Развитию девиаций способствуют сниженные защитные механизмы, ограниченные приспособительные функции личности. Данные особенности наблюдаются при наследовании умственной недостаточности, аномальных черт характера, склонности к алкоголизму, наркомании.
    • Патологии центральной нервной системы. Биологическая неполноценность нервных клеток мозга развивается при тяжелых заболеваниях на первых годах жизни, черепно-мозговых травм. Она проявляется эмоциональной неустойчивостью, снижением адаптивных возможностей.
    • Особенности пубертатного периода. Гормональная перестройка организма, активное созревание отделов коры головного мозга, формирование высших психических функций может проявляться заострением характерологических черт, асоциальными поступками.

    Профилактика девиантного поведения подростков         

    Традиционная модель профилактики девиантного поведения подростков включает организацию досуга, контроль за успеваемостью, социально-педагогические мероприятия.

    Выделяют следующие формы профилактики:

    • создание социокультурной среды;
    • беседы, информирование;
    • вовлечение в деятельность, альтернативную девиантному поведению;
    • организация здорового образа жизни;
    • активизация личностных ресурсов.

              Требуется поощрять или развивать сильные стороны характера подростков, создавать гармоничную семейную атмосферу, снижать вероятность детско-родительских конфликтов, и повышать субъективное благополучие подростков. Исследование показало, что жестокое и пренебрежительное обращение с подростком во многих случаях становится триггером его девиантного поведения.

              Трудные подростки требуют особого внимания со стороны семьи и школы, поэтому необходима комплексная работа по профилактике отклоняющегося поведения.

    Признаки суицидальных наклонностей

    Рекомендации  родителям в случае, если у ребенка замечена склонность к самоубийству:

    1. Внимательно выслушайте решившегося на самоубийство подростка, в состоянии душевного кризиса, прежде всего, необходим кто-нибудь, кто готов выслушать. Приложите все усилия, чтобы понять проблему, скрытую за словами.
    2. Оцените серьезность намерения и чувств ребенка. Если он или она уже имеют конкретный план самоубийства, ситуация более острая, чем если эти планы расплывчаты и неопределенны.
    3. Оцените глубину эмоционального кризиса. Подросток: может испытывать серьезные трудности, но при этом и не помышлять о самоубийстве. Часто человек, недавно находящейся в состоянии депрессии, вдруг начинает бурную, неустанную деятельность такое поведение также может служить основанием для тревоги.
    4. Внимательно отнеситесь ко всем, даже самым незначительным обидам и жалобам.
    5. Не бойтесь прямо спросить, не думают ли они о самоубийстве. Опыт показывает, что такой вопрос редко приносит вред. Часто подросток бывает рад возможности высказать свои проблемы.

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie